_catta_ (catta) wrote,
_catta_
catta

Categories:

немного мозговедения

Я тут порой посещаю лекции. Иногда - интересные. Например, последняя была про критические периоды в развитии мозгов. Для тех, кто никогда при них не слыхал и вообще считает, что критическими бывают исключительно дни и то только у женщин, объясню: есть вещи, которым можно научиться практически в любом возрасте, но есть и такие, освоение которых невозможно вне особых периодов в жизни. Приведу пример: стереозрение (грубо - способность определять на глаз расстояние до объектов) может не развиться полностью, если в определенный период в младенчестве ребенку по какой-то причине приходится носить повязку на одном глазу, то есть он не имеет опыта рассматривания предметов обоими глазами.
Вы не бойтесь, я подробно рассказывать про пластичность мозга не буду (и особенно не буду про влияние гаммааминомасляной кислоты), потому что всякая биохимия с физиологией интересна тут только нескольким душевнобольным вроде меня. Просто перескажу пару вещей, которые сгодятся и нормальным людям, особенно же (может быть) филологам.

1. Некто Ким с сотоварищами исследовали активность зон мозга во время использования родного языка и иностранного, причем у людей, которые выучили иностранный в разных возрастах. Оказалось, что критический период для изучения иностранного языка - 11 лет. У тех, кто начал учить раньше 11, формируется общая единая языковая зона (то есть, им как бы все равно, на каком языке они говорят), а у тех, кто позже - две разных для своего языка и иностранного, активности в которых не пересекаются. То есть, таким людям приходится "переключаться" с языка на язык.
[Kim KH, Relkin NR, Lee KM, Hirsch J. Distinct cortical areas associated with native and second languages. Nature. 1997]

2. Другие люди поставили занятный социальный эксперимент: американских младенцев всего по 30 минут в день 12 дней пестовали няни китайского происхождения, разговаривавшие с ними только по-китайски (в контрольной группе няни были англоязычные). Оказалось, что критический возраст для распознавания звуков человеческой речи 9-10 месяцев, и дети, прошедшие тренинг китайцами, оказались способны различать "китайские" звуки. И вот забавная деталь: эта способность развивается только в том случае, если в эксперименте участвуют настоящие живые няни. А видео или аудиокурсы той же продолжительности не дают результата. То есть, для освоения звуков речи необходимы социальные контакты.
[Kuhl PK, Tsao FM, Liu HM. Foreign-language experience in infancy: effects of short-term exposure and social interaction on phonetic learning. Proc Natl Acad Sci USA. 2003]

P.S. Пользуясь случаем, поздравляю всех с японским праздником Курицемасу (то бишь, Кристмасом).
Subscribe

  • (no subject)

    Хто здесь? Дамы с собачками

  • мозг после ковида

    В medRxiv появилась интересная статья об изменениях в мозге после ковида (полагаю, статью быстро опубликуют, ее просто выложили только 10 дней…

  • (no subject)

    Начальство ругает фильм "The Man Who Knew Infinity" про индийского математика Рамануджана. Причина - в фильме не отражена роль семьи…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

  • (no subject)

    Хто здесь? Дамы с собачками

  • мозг после ковида

    В medRxiv появилась интересная статья об изменениях в мозге после ковида (полагаю, статью быстро опубликуют, ее просто выложили только 10 дней…

  • (no subject)

    Начальство ругает фильм "The Man Who Knew Infinity" про индийского математика Рамануджана. Причина - в фильме не отражена роль семьи…