"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то блядские политональные наложения! Короче, поехали домой!.. » (Довлатов, «Компромисс»)
Многое в нашей жизни происходит в точности по Довлатову. Мне порой кажется, что вообще все.
Один мой друг после десятка лет напряженной учебы и работы наконец стал кандидатом биологических наук. Надо сказать, кандидат биологических наук в нашей стране существо до смешного малооплачиваемое. Поэтому, поработав некоторое время по специальности, он здорово поиздержался. (То есть, буквально, призрак голодной смерти придвинулся к нему вплотную и отодвигаться не планировал.) Но вдруг, неожиданно фортуна поворотилась к нему лицом: ему предложили подработку. Недолгую, но зато по сравнению с его обычным заработком – весьма высокооплачиваемую. Правда – и это его сильно смущало, не совсем по специальности. Дворником.
Поскольку дворник за один день зарабатывал треть месячной зарплаты научного сотрудника, знакомый, поразмыслив, согласился.
Всякий знает, что дворник – это такой суровый мужик в густой бороде, готовый если чего не так немедленно применять метлу в самых разных ситуациях. Потому, будучи существом одновременно любознательным и осторожным, мой друг, направляясь на новую работу, с одной стороны, всей душой хотел приблизиться к народу и узнать побольше о мире простых, могучих пролетариев с метлами в заскорузлых пальцах и двойной очистки самогоном в внутри, но, с другой стороны - боялся, что может прийтись не ко двору со своим университетским дипломом и кандидатской степенью. Вдруг прогонят поганой метлой? Пару раз он даже порывался повернуть обратно, но собрал все же волю в кулак и дошел.
Дойдя, он получил метлу, ведро, инструкции типа «от сих до сих чтобы было чисто», и приступил к работе. Дело оказалось нехитрым, постепенно он освоился и стал знакомиться с теми, кто работал с ним рядом, чтобы попробовать войти в народ, раз уж выпала такая возможность. И тут он начал замечать в происходящем некоторую странность – вхождение в народ оказалось неожиданно простым. Дворники отчего-то слишком хорошо разбирались в биологии. Более того, у него возникло подозрение, что дворники все поголовно аспиранты…
И подозрение это полностью оправдалось.
Он оказался не единственным биологом, которому в голову пришла мысль получить за три дня месячную зарплату. Все остальные уборщики тоже были аспирантами-биологами. (Кроме двоих. Один оказался медиком-интерном, а второй - единственным во всей компании профессиональным уборщиком.)
Кроме специальности, они были объединены и alma mater - МГУ (как оказалось, кормит она плоховато). Постепенно между дворниками-биологами установились теснейшие и теплейшие профессиональные отношения. Подметая, они обменивались мнениями о последних статьях, вынося мусор - беседовали о преимуществах и недостатках новых методик, а при чистке коврового покрытия рекомендовали друг другу лаборатории, в которых открылись позиции для постдоков и сообщали о запланированных на ближайший год конференциях…
Молодой врач помог нашему герою разобраться с медицинской составляющей некоторых биологических вопросов, среди подметающих обнаружился специалист из близкой по тематике лаборатории, с которым он давно мечтал поговорить, а в каптерке кто-то из дворников весьма кстати оставил распечатку нового номера журнала ”Cell”. Словом, это было похоже на конференцию, только лучше: за это платили.
Иногда дворники слишком увлекались вопросами, далекими от уборки помещений, чем вызывали недовольство начальства, и получали выговор,
призванный вернуть их к метлам и тряпкам. Но дисциплину в рядах дворников быстро удавалось восстановить, и в целом начальство было довольно подчиненными.
При расчете, озирая взгрустнувших молодых ученых, начальница расчувствовалось и решило подбодрить их морально. Дать молодежи доброе напутствие, указать ориентиры для дальнейшей жизни. «Хорошо, что молодежь работает» - сказала она. «Начинайте с малого и упорно трудитесь, тогда постепенно вы, может быть, достигнете и большего!»