_catta_ (catta) wrote,
_catta_
catta

Category:

влияние нарушений зрения на художников

Выдержки из лекции Andrew Anderson " The influence of eye disorders on artists" - "Влияние нарушений зрения на художников"
Автор разбирает воздействиe на стиль художников известных или предполагаемых расстройств их зрения.

Единственный хорошо документированный случай такого влияния - катаракта у Моне. Катаракта - помутнение и пожелтение хрусталика - вызывает искажение цветов, поскольку синий поглощается желтой линзой, в результате изображение становится желтее и темнее, так как белый и желтый перестают быть различимы.
Диагноз Моне известен из его писем, в которых он жаловалсй на искажения восприятия. Моне довольно долго не соглашлся на операцию, и в конечном итоге не был доволен ее исходом, потому что хрусталик поглощает ультрафиолет, а после его удаления ультрафиолет в большей степени доходит до сетчатки, и цветовая гамма опять-таки искажется. Через некоторое время после операции художник принял решение прекратить писать из-за невозможности правильно передавать цвета.

Вот один и тот же сюжет, нарисованный до и после проявления катаракты.

Claude Monet, Water Lilies and Japanese Bridge (1897-1899)


Claude Monet, The Japanese Footbridge (1920-1922)


Все остальные случаи не могут быть подтверждены диагнозом, это исключительно гипотетические диагнозы постфактум. Поэтому они под катом.


Эль Греко - астигматизм
Астигматизм - это нарушение формы хрусталика, роговицы или глазного яблока. При этом возникает нечеткость картинки из-за неправильной и неравномерной фокусировки изображения на сетчатке. В зависимости от направления (оси) искажения бывают разными, в числе прочих случаются растягивание предметов, чаще всего по одной оси. В этом и подозревают Эль Греко с его вытянутыми фигурами. Об Эль Греко известно, что он носил очки, однако в его времена умели корректировать близорукость, но не астигматизм.

El Greco - San Andres y San Francisco, 1595


Основные аргументы против этого
1. Эль Греко начинал как иконописец, в иконописи утоньшение и удлинение фигур часто встречется как художественный прием. В его светской живописи пропорции значительно ближе к стандартным:

El Greco, Jerónima de las Cuevas


2. Рентген некоторых его картин показывает, что удлинение было сделано специально, уже поверх начального рисунка.

Дега, Ренуар, Сезанн - близорукость
Все они носили очки. В какой степени это повлияло на их стиль - неизвестно.
Дега, близорукость которого была особенно сильной, определенно экспериментировал с ближним четким и дальним размытым планами в картине:

Edgar Degas, Orchestra Musicians


Однако считается, что разрешение  его "оркестровых" картин не соответствует сильной близорукости, деталировка заднего плана больше, чем была бы без коррекции очками. Мне-то кажется, что тут имеет смысл анализироваль не деталировку, а размеры цветовых пятен. Потому что художник знает, как выглядит нога, даже если плохо видит ее на расстоянии. А вот если он не может на этом расстоянии различить два соседних цветовых пятна, то размеры пятен одного цвета будут больше на дальних планах по сравнению с ближними.
Самой "близорукой"  его картиной считается  "The Ballet Scene from Meyerbeer's Opera 'Robert le Diable'", но мне не удается найти нормальную репродукцию.

У Ренуара ранние работы довольно заметно резче поздних, как если бы очки его задолбали где-то к семидесятым годам, где четкие и размытые картины перемежаются:
https://www.wikiart.org/en/pierre-auguste-renoir/all-works

Ван Гог - ксантопсия
Ксантопсия - пожелтение сред глаза, часто возникающее в результате передозировки наперстянки. Вероятно, что Ван Гога наперстянкой лечили от эпилепсии, и что в его полотнах много желтого цвета.

Vincent van Gogh, Still Life - Vase with Fifteen Sunflowers


Аргументов против этой теоррии несколько:
1. При ксантопсии голубой цвет должет сильно темнеть, становясь практически черным, а у Ван Гога полно работ с нормальными синими цветами:

Vincent van Gogh, The Langlois Bridge at Arles with Women Washing


2. Известно, что при поступлении в больницу доктор Гоше протестировал цветовое зрение Ван Гога и нашел его нормальным.
3. Наконец, из писем Гогена следует, что Ван Гог признавался ему, что попросту любит желтый цвет.

Subscribe

  • (no subject)

    Хто здесь? Дамы с собачками

  • мозг после ковида

    В medRxiv появилась интересная статья об изменениях в мозге после ковида (полагаю, статью быстро опубликуют, ее просто выложили только 10 дней…

  • (no subject)

    Начальство ругает фильм "The Man Who Knew Infinity" про индийского математика Рамануджана. Причина - в фильме не отражена роль семьи…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • (no subject)

    Хто здесь? Дамы с собачками

  • мозг после ковида

    В medRxiv появилась интересная статья об изменениях в мозге после ковида (полагаю, статью быстро опубликуют, ее просто выложили только 10 дней…

  • (no subject)

    Начальство ругает фильм "The Man Who Knew Infinity" про индийского математика Рамануджана. Причина - в фильме не отражена роль семьи…